Блог классного руководителя, учителя начальных классов Тарасовой Юлии Владимировны. Для учеников 3 "В" класса, их родителей и всех гостей.

вторник, 5 февраля 2013 г.

Ребёнок и компьютер. Друзья или враги?




Совсем недавно детей ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора, лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок куда-то «уходит» и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим. Компьютер из друга превращается во врага. Почему же дети так легко поддаются соблазнам компьютерных игрушек?

Причины возникновения компьютерной зависимости:
·                     Первая и главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Ребёнок ещё не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».
·                     Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
·                     Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
·                     Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
·                     Взрослеющий ребёнок сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, он уходит в придуманный «свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.
·                     Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
·                     Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
·                     Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.
·                     Замкнутость ребенка. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости.
·                     Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
·                     Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.
·                     Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Чрезмерное увлечение компьютером - индикатор состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием ребёнка могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?
·                     Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет — 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет — 1,5 часа).
·                     Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
·                     Приобщайте к домашним обязанностям.
·                     Культивируйте семейное чтение.
·                     Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
·                     Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.
·                     Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
·                     Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
·                     Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
·                     Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
·                     Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
·                     Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
·                     Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
·                     Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.
Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: у ребёнка в игре создается иллюзия овладения миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность. Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?
·                     Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).
·                     Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
·                     Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
·                     Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
·                     Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
·                     Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.
·                     В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
·                     Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
·                     Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий