Совсем недавно детей ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора, лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок куда-то «уходит» и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим. Компьютер из друга превращается во врага. Почему же дети так легко поддаются соблазнам компьютерных игрушек?
Причины возникновения компьютерной зависимости:
·
Первая и главная —
отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Ребёнок ещё не умеет себя
контролировать, ограничивать, «тормозить».
·
Ребёнок не приучен к труду,
к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности
трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
·
Ребёнка не приучили к сотрудничеству,
он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное — слышать советы и
рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые
вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто
совсем другого ребёнка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего
родителей.
·
Ребёнок, лишённый
родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении,
взаимодействуя с компьютером.
·
Взрослеющий ребёнок
сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с
ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, он уходит в придуманный
«свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.
·
Стиль воспитания в семье
построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в
результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
·
Родители в общении с
ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на
диалог, согласованные действия.
·
Неуверенность в себе
ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.
·
Замкнутость ребенка.
Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или
обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также
подвержен риску компьютерной зависимости.
·
Дефицит эмоциональной
поддержки со стороны значимых взрослых.
·
Сильный рефлекс подражания,
уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.
·
Отсутствие контроля со
стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно
организовать свой досуг.
Чрезмерное увлечение
компьютером - индикатор состояния ребёнка, который не находит себя в реальном
мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в
состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За
внешним благополучием ребёнка могут скрываться серьёзные переживания по поводу
собственной несостоятельности и неполноценности.
Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?
·
Познакомьте его с временными
нормами (для детей 7-12 лет — 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние
могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет — 1,5 часа).
·
Контролируйте разнообразную
занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
·
Приобщайте к домашним
обязанностям.
·
Культивируйте семейное
чтение.
·
Ежедневно общайтесь с
ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
·
Контролируйте круг общения,
приглашайте друзей ребёнка в дом.
·
Учите правилам общения,
расширяйте кругозор ребёнка.
·
Научите способам снятия
эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
·
Осуществляйте цензуру
компьютерных игр и программ.
·
Играйте в настольные и
другие игры, приобщайте к играм своего детства.
·
Не разрешайте выходить в
Интернет бесконтрольно.
·
Старайтесь не говорить с
ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое
отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию
разрушения, уничтожения, деградации личности.
·
Не забывайте, что родители —
образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые
устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
·
Проанализируйте, не
являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше
освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.
Игра дает ребёнку те эмоции,
которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр — от положительных
эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев,
раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный
аспект: у ребёнка в игре создается иллюзия овладения миром. Проиграв, он может
переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся
кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою
неуспешность. Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не
решаются.
Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную
зависимость?
·
Не идите путём насилия, не
вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так
как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного
наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его
попыткам уходу из дому и пр.).
·
Настройтесь спокойно
преодолевать болезненное состояние.
·
Не действуйте «на авось»,
пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и
личностных особенностей Вашего ребёнка.
·
Попробуйте выйти на диалог.
Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
·
Поговорите о свободе, праве
выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
·
Установите небольшое
ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на
новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку
выдерживать новые временные рамки.
·
В случае если сокращать
время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
·
Если ребёнок обещает, но не
выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к
специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень
зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
·
Если психолог порекомендует
обратиться к психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и
захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий